Наши водоемы тоже могут производить эти 200-300 кг товарной рыбы, если иметь в достатке жизнестойкий продуктивный рыбопосадочный материал, сообщил ученый.
Для развития рыбоводства в регионе необходимы селекционно-племенные хозяйства. На данный момент нет ни одного. На сегодняшнем заседании комитета облдумы по аграрным вопросам и земельным отношениям депутаты решили перейти от слов к делу и внесли пункт о необходимости содействия их созданию в проект решения, который касался работы правительства по рекомендациям, данным по итогам дня депутата о развитии рыбоводства.
На вопрос депутата Николая Бабина о наличии таких хозяйств в области доктор биологических наук, профессор Игорь Мухачев сообщил, что их нет. При этом тюменский Госрыбцентр и ученые вузов региона неоднократно ставили вопрос о преобразовании одного из слабо работающих на сегодня рыбоводных хозяйств в селекционно-племенное. Эту же функцию может выполнять еще ряд рыбопитомников, если их модернизировать и приспособить. Ученый заметил, что питомники эти были построены еще в советское время и насчитывают по 300 га прудов, из которых используется 50−60 га.
«Без селекционно-племенной работы, особенно с растительноядными рыбами, так называемой поликультурой, например, с карпами, нам больших успехов не видать, — заявил Игорь Мухачев. — Сейчас средняя производительность одного га прудов — 70−80 кг, в качественных хозяйствах — до 100 кг рыбы. А есть достижения и до 300 кг, то есть в 3−4 раза больше. Разработаны соответствующие технологии. И наши водоемы тоже могут производить эти 200−300 кг товарной рыбы, если иметь в достатке жизнестойкий продуктивный рыбопосадочный материал. А это результат селекционно-племенной работы. Но это дело будущего».
Пока же, по словам первого заместителя гендиректора Госрыбцентра Яны Капустиной, их структурное подразделение — Тобольский рыбопитомник — обеспечивает рыбопосадочным материалом территорию области и соседние регионы. Она также сообщила, что в настоящее время в регионе сформированы ремонтно-маточные стада сиговых видов рыб — на оз. Волково, а также маточное стадо сибирского осетра и стерляди, на которых есть генетические паспорта.
В общей сложности за арендаторами в регионе закреплено 198 водоемов, которые по необходимости зарыбляют с последующим выловом. В этом году, по словам заместителя губернатора, главы департамента АПК Владимира Чейметова, проблем нет ни с сиговыми, ни растительноядными видами рыб, причем предлагают не только личинки, но и уже подрощенную молодь.
При этом вопрос депутата Тамары Казанцевой о том, как зарыбляют «ничьи» озера, практически повис в воздухе. «Сложно с теми водоемами, которые расположены близ населенных пунктов, там люди между собой не могут договориться, — сообщил Владимир Чейметов. — „Товарники“ туда и не заходят, потому что нет порядка, соседи друг на друга идут с веслами, потому что кто-то встал раньше и выловил, а кто-то не успел».
— Но ведь надо что-то делать? Например, озеро в Вагайском районе — Большой Уват — мы почти прикончили, — заметила Казанцева.
— Однажды на сходе я предложил местным жителям объединить усилия, чтобы зарыбить близлежащее озеро, — никто не хочет, — поделился своим опытом глава комитета Юрий Конев.
Возразить на это никто ничего не смог. «Это замкнутый круг», — справедливо заметил Владимир Чейметов. Поэтому комитет занялся тем, на что мог повлиять — скорректировав проект решения, депутаты заметили, что тем самым придали направлению селекционно-племенной работы официальный импульс.